четверг, 2 апреля 2009 г.

Бо Цзюйи. Я смотрю, как убирают пшеницу





Приносит заботы
Крестьянину каждый месяц,
А пятый и вовсе
Хлопот прибавляет вдвое.

Короткою ночью
Поднимется южный ветер,
И стебли пшеницы,
На землю ложась, желтеют...

Крестьянские жены
В корзинах еду проносят,
А малые дети
Кувшины с водою тащат.

Одни за другими
Идут по дороге к полю —
Мужчины-кормильцы
На южном холме, под солнцем.

Подошвы им ранит
Дыханье земли горячей
Им спины сжигает
Огонь палящего неба.

В труде непрестанном,
Как будто им зной не в тягость
Вздохнут лишь порою,
Что летние дни так долги...

Еще я вам должен
Сказать о женщине бедной,
Что с маленьким сыном
Стоит со жнецами рядом

И в правой ладони
Зажала поднятый колос,
На левую руку
Надела свою корзину.

Вам стоит подслушать
Бесхитростную беседу —
Она отзовется
На сердце печалью тяжкой:

«Все дочиста с поля
Ушло в уплату налога
Зерно подбираю —
Хоть так утолить бы голод».

А я за собою
Какие знаю заслуги?
Ведь в жизни ни разу
Я сам не пахал, не сеял.

А все ж получаю
Казенные триста даней,
До нового года
Зерно у меня в избытке.

Задумаюсь только,
И мне становится стыдно,
И после весь день я
Не в силах забыть об этом.